Принято думать, что осанка человеческого тела - это нечто само собой разумеющееся, то, о чем природе положено заботиться без специальной помощи. Однако всегда было известно, что многие дети, а также взрослые имеют неправильную осанку, появление которой можно предотвратить.
Правильная осанка на самом деле достаточно зыбкое понятие, и большая часть понятий о ней колеблется, исходя из идей, заложенных в сознание человека. Все нюансы, которые необходимы для правильного развития спины, груди, плечевого пояса и ног были подробно рассмотрены в предыдущих главах.
Дальнейшие причины, по которым нельзя отпускать вопрос хорошей осанки на самотек будут подробнее изложены далее. Эти причины зависят от нескольких факторов, в том числе и от роста ребенка. Основная особенность костной структуры растущего организма – её податливость, особенно ярко выраженная в годы активного роста ребенка.
В это время привычные положения тела для отдыха и активности могут прочно укорениться в костной структуре, и в дальнейшем с трудом подвергаются коррекции либо не подвергаются ей вообще. Скелет на самом деле не является неизменной субстанцией, как принято полагать. Привычное положение тела или растяжение мышц в привычных позах может так изменить костную структуру, что рост человека уменьшается, происходит изменение постоянного градуса угла суставов и линий и контуров тела.
Еще один элемент, который требует целенаправленных тренировок в течение вегетационного периода - это мышечная чувствительность или чувство равновесия, о котором неоднократно упоминается в этой книге. Инстинктивное стремление младенца принять вертикальное положение означает, что факт подержания этого положения бессознательно регулируется нервными центрами, однако данная регуляция не исключает возможности приобретать неправильную осанку.
Самым мощным деформирующим фактором является быстрая смена пропорций тела в период активного роста. Мышцы ребенка должны удерживать сравнительно большую голову и туловище на коротких ногах, потому ноги начинают расти быстрее, чем остальные части тела, и вскоре центр тяжести у ребенка смещается вверх из-за длинных ног и сравнительно небольшой головы и туловища.
Мышцы рук чувствуют увеличение веса быстрее, чем мышцы, удерживающие плечевой пояс. Вегетационный период таким образом становится периодом постоянной перегруппировки, и неудивительно, что мальчики и девочки не знают, куда девать руки или ноги или не способны принять комфортное для осанки положение тела.
Физическая основа образования находится под пристальным вниманием, однако необходимо уделять больше времени подготовке правильного вертикального положения тела у детей, поскольку пока что его значение с медицинской и физической точки зрения не определено. Несомненно, придет время, когда тестирование физического состояния ребенка превзойдет по значимости прочие тесты образовательной системы.
И, конечно, в зависимости от правильности или неправильности осанки можно будет выяснить, зависит ли от этого параметра неуспеваемость ребенка, или проблемы в обучении вызваны особенностями склада ума.
То, что человек, обладающий правильной осанкой, выглядит умнее и энергичнее, чем тот, у которого осанка неправильная, не подлежит сомнению. В основе такого убеждения лежит тот биологический факт, что вертикальное положение человека связано с развитием головного мозга.
Для поддержания правильной осанки необходимы мышечные усилия, контролирующиеся бессознательными нервными центрами мозжечка и спинного мозга, при этом обретение идеальной осанки является результатом прямых усилий высших мозговых центров. Развитие мозга имеет прямое отношение к вертикальному положению, особенно очевидно это, если учесть факт неправильной осанки у людей с диагнозом «идиот» и прочих людей с отклонениями.
Однако по отношению к отдельным случаям это утверждение неприменимо. Например, привычная плохая осанка у человека может не быть признаком мозговых нарушений, однако может являться показателем отсутствия стабильности нервной или мышечной систем. Наличие патологических состояний, однако, подразумевает существование общего принципа для вертикального положения, выраженного в энергичности и физической силе.
Правильная осанка формирует не только эти качества, но и бодрость, мужество, стремление к чему-либо. Такая взаимосвязь буквально символизирует знаменитое правило жизни Эдварда Эверетта Хейла: «Смотри вверх, а не вниз; вперед, а не назад, наружу, а не внутрь. Протяни руку помощи».
Великие актеры хорошо понимают значимость положения осанки для передачи эмоций более высокого или более низкого типа. Генри Ирвинг в роли убийцы Матиаса сутулился, Беккет в образе Ришелье или король Артур изображались актерами как люди высокого роста.
Доктор Ричард Мэнсфилд и господин Гайд отличались как характерами, так и осанкой. Интересен тот факт, что изображение определенных эмоций производит подобные эмоции. Когда человек, погруженный в негативные отношения, сопровождающиеся угнетением настроения, находит в себе силы проявить мужество, то в ближайшее время он становится способным к духовному труду. Последовательность подобного утверждения была сформулирована Дарвиным и другими учеными.
«Свободное выражение эмоции лишь усиливает её. С другой стороны, подавление негативной эмоции устраняет её. Тот, кто уступает возросшему чувству гнева или не контролирует страх, начинает испытывать гнев и страх в большей степени. Однако тот, кто остается пассивным, теряет способность восстановления адаптационной способности ума. Эти результаты являются следствием тесной связи, существующей между любой эмоцией и её проявлением, а также частично следствием влияния нервной нагрузки на мозг и сердце».
Искусственно созданные движения и эмоции тела в некоторых случаях способны заставить человека ощущать подобные эмоции. Оставайтесь некоторое время в печальной позе, и вы начнете ощущать печаль. Эмоции возбуждают движения, движения возбуждают эмоции.
Профессор Уильям Джеймс по данному вопросу отмечает: «Каждый знает, что паника имеет тенденцию возрастать, симптомы горя и гнева увеличивают проявления этих эмоций. Каждый приступ рыданий делает печаль острее, и вызывает в итоге утомление и истощение. Как бы это печально не звучало, мы сами культивируем в себе повторные вспышки раздражения. Необходимо отказаться от привычки выражать избыточные эмоции.
Свист идет в ногу с мужеством, и это – не просто фигура речи. Позволив себе весь день находиться в печальном состоянии и хандре, человек задерживает своё печальное состояние на более длительное время. Не существует более действенно рецепта для нравственного воспитания, чем этот.
«Если мы хотим победить нежелательные эмоциональные тенденции в нас самих, мы должны усердно, и, в первую очередь, хладнокровно пройти через внешнее сопротивление противоречащих настроению положений тела, которые наше тело предпочитает культивировать. Наградой за упорство послужит избавление от угрюмости и депрессии, а также появление бодрости и радушного настроения, заменяющих негатив.
Гладкий лоб, яркие глаза, прямая (а не сутулая) спина свидетельствует о мажорном расположении человека, и человек должен быть по-настоящему бездушным, чтобы суметь не ощутить данного эффекта» (цитата). Очевидно, соотношение мужества, интеллекта и благородства может сделать достаточно много для того, чтобы человек приобрел полезные черты характера и отказался от негативных.
Многие знаменитости обладают хорошей осанкой, и общественность справедливо ассоциирует их с высшим обществом. Оратор, обладающий плохой осанкой, сталкивается с большим количеством трудностей при попытке произвести впечатление на аудиторию, поскольку внушает меньше уверенности своим внешним видом.
Мужчины и женщины, располагающиеся в авангарде любой общественной структуры, стремятся избегать плохой осанки, поскольку знают, как реагируют на неё люди. Однако существуют люди, добивающиеся успеха, несмотря на физические недостатки, в ущерб собственной силе и энергии. Очень часто подобное обстоятельство является трагическим для человека.
Художники, как правило, осознают всю ценность правильной осанки, хотя они довольно часто выбирают для изображения позы активности или релаксации. Греческая скульптура наиболее полно отражает величие осанки человека.
Скульптурные изображения храма Парфенона свидетельствуют о величии роста и совершенстве линий тела греческих богов и богинь. Фигура Зевса, установленная на фронтоне храма, совершенна в своих пропорциях и изгибах. Другие греческие божества не менее прекрасны. Особо стоит отметить скульптуры Ники Самофракийской и Нереиды, которым свойственна плавность линий и величественная осанка.
Художественная школа портретистов 18 века относилась с высокой восприимчивостью к такому элементу тела человека, как туловище. Практически невозможно, например, найти портрет работы Гейнсборо, на котором изображен человек с каким-либо дефектом осанки. Хотя стиль костюма иногда видоизменяет линии фигуры, французские, испанские и голландские художники являются авторами многих других подобных иллюстраций.
В современном искусстве можно найти много примеров правильной осанки, что значительно помогает в визуальной передаче высоких духовных качеств. Большинство фигур, созданных скульптором Огастесом Сент-Годенсом, созданы в духе эклектики и душевного подъема.
Скульптура Шермана, ведомого Ангелом к достижениям и победе (1892 год) отображает две фигуры с великолепной осанкой.
Статуя Натана Хейла работы Уильяма Макмониса иллюстрирует гордость духа и его превосходство над самой смертью. Песня и радость человеческого сердца, его любви, веры и молитвы, его возвышенных идеалов и благородных стремлений отображены в виде совершенного равновесия тела, и любое из этих качеств должно быть достигнуто и привито детям системой образования.
Секреты долголетия: уроки из синих зон Земли
Влияние микропластика на здоровье: что говорят эксперты
Новый подход к менопаузе: заморозка ткани яичника может изменить все
Омега-3 vs. витамин D: что выбрать для здоровья иммунной системы?
Сможем ли мы добавить больше активной жизни к нашим годам?
Новое исследование: как фантазии помогают укрепить память