Тибетская медицина располагает богатейшим арсеналом лекарственных средств естественного происхождения. По некоторым данным количество их составляет около трех тысяч.
Лекарства, приготавливаемые из них как правило, представляют собой многосоставную смесь из компонентов самого различного происхождения. Число их варьировалось от 2 до 80. Было принято считать, что подобные смеси действуют на организм человека более эффективно, чем применяемые порознь отдельные виды лекарственных средств.
Но для их использования необходимо было знать не только характеристики отдельных разновидностей сырья, но и иметь представление о их взаимовлиянии и взаимодействии, как компонентов сложного препарата и также об их совокупном действии на организм больного. Сведения подобного рода, которые собирались и систематизировались в течение тысячелетий и представляли собой плод многовекового опыта народов Тибета, Индии, Монголии были зафиксированы и обобщены в соответствующих руководствах тибетской медицины и фармакогнозии. Но немалая часть их передавалась устно из поколения в поколение, от учителя к ученику.
Это имело свое объяснение. Считалось, что если эти знания сделать доступными всем, то могут объявиться многочисленные самозванцы и шарлатаны, которые, обучившись делу врачевания самостоятельно, увеличат количество больных, поскольку не каждый из них может обладать необходимыми для этого способностями. Но все же, по описаниям, имеющимся в таких трактатах, как «Джуд - Ши», можно получить определенное представление об основных принципах, которыми руководствовался тибетский медик при составлении лекарственных препаратов. Естественно, что те языковые средства и тот понятийный аппарат, посредством которых они описываются, существенно отличаются от современных.
Для того, чтобы представить это различие более наглядно, достаточно вспомнить, что основные сведения, на основании которых древний медик судил о лечебных свойствах лекарственных средств, опирались на многолетние наблюдения за больными и на органы чувств самого медика. Последние, доведенные до совершенства в результате продолжительной практики, могли стать хорошим средством для надежной оценки воздействий лекарственных препаратов и пищевых продуктов на организм человека. Поэтому неудивительно, что язык тибетской медицины в частности её фармакологии, в основном ориентирован именно на такие методы познания, в отличие от языка современной фармакологии, который опирается на физические и химические методы.
II. Одно из своеобразий тибетской медицины проявляется в том, что болезни, в особенности их этиология, рассматриваются в тесной связи с природно - климатическими условиями проживания больного, с его образом жизни и системой питания. Идея зависимости физиологических процессов, происходящих внутри человека, от указанных факторов пронизывает все теоретические и практические части этой медицины. К одним из основных понятий, характеризующих подобного рода зависимость, относится понятие “внутренняя теплота”.
По «Джуд - Ши» (часть II, глава V) оно описывается следующим образом:
«Внутренняя теплота суть желчь, посредством которой переваривается и усваивается пища. Если сила ее велика, то питательные соки пробегают, не успевая передать соки организму... Если сила ее мала, то пища не переваривается».
Отсюда видно, что “внутренняя теплота” определяет возможности организма переваривать и усваивать пищу. От неё существенно зависит характер всех процессов, происходящих в организме; в частности, она способствует сохранению теплоты в тканях, во внутренних органах, определяет продолжительность жизни, возобновляет силы организма и т.д.. Но, в свою очередь, состояние внутренней теплоты определяется характером питания человека и природно-климатическими условиями его проживания.
Последние могли оказывать на неё угнетающее или активизирующее воздействие. Пищевые продукты и лекарственные средства, способствующие активизации её сил, было принято считать обладающими тёплыми свойствами, а те, которые угнетают эту силу — обладающими холодными свойствами. Что же касается природно-климатических условий, то холод, согласно традиции, угнетает силу внутреннего тепла, а тепло, наоборот, способствует её росту.
В соответствии с этим, для того, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой, тибетские медики рекомендуют в разных условиях различную по характеру пищу. По их мнению, пища всегда должна быть приведена в соответствие местностью, с ее погодными условиями и климатическими особенностями. Одна из рекомендаций подобного рода из “Джуд - Ши” (часть II, глава V) звучит следующим образом:
“Прежде всего (выясни) мясо какого из 6 животных подходит человеку, проживающему в данной местности и какое питание могло бы привести к развитию сил внутренней теплоты и следуй по этому пути”.
Нарушение этого соответствия согласно учению тибетской медицины создаёт самые благоприятные условия для возникновения болезней.
“Мясо животных холодного свойства, пенистые фрукты и ягоды самых различных вкусов - вся пища холодного свойства, если она не соответствует условиям данной местности, порождает множество болезней, в особенности болезни слизи” «Джуд - Ши» (часть II, глава V).
Считалось также, что от состояния внутренней теплоты существенно зависит течение болезней, ее степень тяжести и возможные осложнения. Поэтому, тибетский медик при распознавании болезней определял прежде всего уровень внутренней теплоты больного и проводил лечение всегда с учётом этого. Этого проявлялось в том, что одновременно с лечением данной болезни приводилось в соответствие с природно - климатическими условиями проживание больного и внутренняя теплота его организма.
Этого можно было достигнуть посредством специально подобранной системы питания и лекарственных препаратов. Так, например, если сила внутренней теплоты угнетена, то её рекомендовалось увеличить посредством тёплых свойств веществ, в противном случае, когда она чрезмерно активна, рекомендовалось уменьшить эту силу, воздействуя холодными свойствами веществ.
Таким образом, медик при выборе средств лечения и системы питания, должен был учитывать не только их направленные действия на болезнь, но и возможность угнетающего или активизирующего воздействия их на внутреннюю теплоту. При этом важно было знать, что одно и то же лекарственное средство может действовать двояко: и на болезнь, и на внутреннюю теплоту. Именно в умелом сочетании подобных действий этих средств во многом заключалось искусство тибетского врача.
III Как мы видим из выше сказанного, свойства пищевых продуктов и лекарственных средств делятся на холодные и тёплые, смотря по тому, как они действуют на внутреннюю теплоту. Кроме того, тибетские медики выделяют особый класс лекарственных средств и пищевых продуктов, которые мало влияют на внутреннюю теплоту — их называют обычно нейтральными.
При распознавании подобных свойств и других целебных качеств веществ, тибетский медик обычно опирался на:
1) вкусовые качества;
2) изменение лекарственных средств после усвоения их организмом;
3) характер действия веществ на организм.
Было выделено 6 видов вкусовых ощущений: приятный, кислый, солёный, горький, жгучий, вяжущий. В “Джуд - Ши” (часть II, глава ХIХ) эти ощущения описываются следующим образом:
«Вкус приятного при соприкосновении: из - за предрасположенности полости рта к приятному вызывает желание; кислый - стягивает зубы, корёжит лицо, выделяет слюну; после соприкосновения солёного ощущается тепло и уменьшается (выделение) слюны; горький - уничтожает залах во рту и отбивает желание; жгучий - обжигает рот и язык, из глаз выступают слезы; при соприкосновении с языком и нёбом ощущается шероховатость».
Например, изюм, шафран, мёд, мясо, масло считалась на вкус приятными; гранат, облепиха, кумыс - кислыми; поваренная соль, солонцы - солёными; мак голостебельный, ластовень лекарственный, лапчатка прямостоячая - горькими, кизильник черноплодный, перец длинный, лук репчатый, лук зелёный - жгучими; сандал, миробалан, ягоды боярышника и черёмухи - вяжущими.
Знание вкуса лекарственных средств имело огромное значение для тибетского медика, поскольку оно, во - первых, облегчало распознавание нужного сырья, во - вторых., это было ему необходимо для составления сложных лекарственных рецептов. Вкусовые ощущения зачастую позволяли опытному медику довольно точно определить целебные свойства лекарственных средств, их тёплые или холодные свойства.
IV. В тибетской медицине существовало учение о формировании вкусовых качеств. Согласно этому учению, вкусы определяются деятельностью «пяти махабут» - Земли, Воды, Огня, Воздуха, Пространства - этих стихий, по законам которых, согласно тибетской философии и медицины, существует и развивается весь живой и неживой мир. Каждая из этих стихий, играет свою специфическую роль в формировании того или иного вкуса.
Земля является основой мира, где находятся все лекарственные средства; Вода придает им влажность; Огонь - теплоту; их движущим началом является Воздух, а Пространство предоставляет место. Когда вкус порожден преимущественно сочетанием Земли и Воды, то он будет приятным; если Огня и Земли, то кислым; Воды и Огня - солёным; Воды и Воздуха - горьким; Огня и Воздуха - жгучим; Земли и Воздуха - вяжущим.
Если иметь в виду, что для тибетского медика человеческий организм также является полем деятельности “пяти махабут”, то для него представление о зависимости целебных свойств лекарственных средств и пищевых продуктов от их вкуса, порожденного, как мы видели выше, этими же “пяти махабутами”, является совершенно естественным. Поэтому неудивительно также и то, что автор «Джуд-Ши» - приходит к следующему заключению. «На земле нет ничего, что не представляло бы собой лекарство», ибо на ней мы находим проявление деятельности все тех же “пяти махабут”.
V. Если каждая из этих стихий в сочетании с другой давала какое-либо вкусовое ощущение, то по отдельности они имели следующие характеристики:
Земля – тяжёлая, постоянная, слабая, мягкая, маслянистая, сухая, укрепляющая тело.
Вода - жидкая, прохладная, тяжёлая, слабая, маслянистая, липкая, придающая мягкость и влажность телу.
Огонь - жгучий, резкий, сухой, жёсткий, лёгкий, маслянистый, способствует движению в организме и усиливает его внутреннюю теплоту.
Воздух - лёгкий, подвижный, холодный, жёсткий, матовый, укрепляет организм и активизирует в нём движение.
Пространство - это присутствующее во всех лекарствах. Лекарства, которые поднимают лишнее вверх и возбуждают рвоту, принадлежат в основном к лекарствам Огня и Воздуха. Лекарства, выгоняющие лишнее вниз, принадлежат к лекарствам Земли и Воды.
Конечно, нельзя здесь понимать выражение «Земля», «Вода», «Огонь», «Воздух» в буквальном смысле. Скорее всего, тибетские медики под этими выражениями имели в виду определенные комплексы свойств и качественных особенностей веществ, для которых эти стихии выступают как некоторые обобщенные символы.
VI. Тибетскими медиками было выделено 17 характерных свойств пищевых продуктов и лекарственных средств, которые важно было учитывать при составлении лекарств для лечения той или иной болезни. Эти свойства были выделены в зависимости от их характера воздействия на органы чувств и организм человека.
Перечислим их:
1) мягкость
2) тяжесть
З) теплота
4) маслянистость
5) постоянство
б) холод
7) слабость
8) прохладность
9) липкость
10) водянистость
11) сухость
12) матовость
13) жгучесть
14) лёгкость
15) резкость
16) жёсткость
17) подвижность
Некоторые из них были выделены как особые. Это
1) тяжесть
2) маслянистость
З) прохладность
4) слабость
5) мягкость
б) жёсткость
7) жгучесть
8) резкость
Особенность их заключается в том, что они про являются вместе со вкусовыми ощущениями веществ. Согласно “Джуд - Ши”, вещества солёные, вязкие, приятные - тяжелы; солёные, кислые, приятные - маслянисты; вязкие, горькие - прохладны; горькие, вязкие, приятные - слабы; кислые, жгучие, горькие - легки и жестки; жгучие, кислые, солёные - жгучи и резки.
Тибетский медик на основании вышеперечисленных свойств и вкусовых качеств вещества мог уже получить довольно определенное представление о его лечебных свойствах. Но, кроме того, нужно было учитывать те изменения, которые претерпевают пищевые продукты и лекарственные средства во время их усвоения. Так, считалось, что вещества солёные или приятного вкуса усваиваются в приятном виде; кислого - в кислом виде; горького, жгучего, вязкого вкуса - в горьком виде.
Учитывая это и комбинируя вкусы и свойства веществ, тибетский медик мог составить лекарства, направленные против самых разных заболеваний, с самым разным диапазоном действий. Но они, какими бы свойствами не обладали, как бы не действовали на организм, всегда так или иначе оказывают какое-то влияние на внутреннюю теплоту. В свете этого тёплые и холодные свойства рассматривались как концентрированное воплощение всех остальных свойств вещества, как конечное проявление их совместных действий.
Думается, что более подробный и тщательный анализ вышеперечисленных характеристик лекарственных средств и пищевых продуктов, в силу их исключительной важности для составления лекарственных препаратов, был бы весьма полезен для понимания принципов лекарствоведения тибетской медицины.
VII. Направленное действие лекарственных средств и пищи, особенно растительного происхождения, на внутреннюю теплоту, в значительной мере определялось природно -климатическими условиями их произрастания. Так, например, считалось, что в большинстве случаев растения, произрастающие под солнцем, в сухих каменистых местах обладают тёплыми свойствами, тогда как холодными свойствами обладали, по мнению тибетских медиков, как правило, растения, произрастающие в условиях, где много влаги, почва рыхлая черноземная. Нейтральными считались те растения, которые испытали в равной мере влияние сил Солнца и Луны.
В общем случае, холодные и тёплые свойства растений определялись соотношением этих двух сил. Поскольку это соотношение не всегда одинаково, то растения обладают разными свойствами. В случае, когда влияние Солнца больше, чем Луны, то свойство растения считалось тёплым, в противном случае - холодным.
В «Джуд-Ши» рассказывается об одном городе искусных врачей, на южной стороне которого, в горах, именуемых Нэбтелэгшэ и преисполненных сил Солнца, произрастают ценные целебные растения, такие как гранат, чёрный перец, перец длинный, красный перец. Лекарствами, получаемыми из них, лечили холодные болезни, то есть болезни, которые вызваны уменьшением внутренней теплоты организма. Вкус у них был жгучим, кислым, солёным.
Они обладали свойствами согревать и укреплять организм человека. На северной стороне того города, в горах, именуемых Цасату (Снежный) и преисполненных сил Луны, произрастали сандал белый, камфарное дерево, агар, нимба. Лекарствами, получаемыми из них, лечили горячие болезни, то есть болезни, которые были вызваны увеличением внутренней теплоты организма. Вкус у них был горьким, приятным, вяжущим. Они обладали свойством охлаждать и успокаивать.
Кроме того, было замечено, что в разные времена года влияния сил Солнца и Луны бывают разными. Весной сила Луны ослабевает и укрепляется сила Солнца. Осенью наоборот, сила Солнца ослабевает, и укрепляется сила Луны. Тибетские медики имели представление и о суточном ритме. Считалось, что ночью растения находятся под преимущественным влиянием Луны, а днём - Солнца. Все это, в конечном итоге, и определяло тёплые и холодные свойства растений.
Степень выраженности этих свойств у одного и того же вида растений во многом зависят от места произрастания. В местах влажных болотистых тёплые свойства менее выражены, чем в сухих, каменистых, и наоборот, в местах солнечных и сухих менее выражены холодные свойства растений. Однако растение не меняет свое тёплое свойство на холодное и наоборот, в зависимости от условий произрастания.
Выше мы уже говорили о важности учёта при лечении болезней состояния внутренней теплоты организма. Для регулирования и нормализации её тибетские медики использовали как раз холодные и тёплые свойства пищевых продуктов и лекарственных средств. Особое значение при этом придавалось пище, поскольку в ней эти свойства выражены более ярко, чем в лекарствах.
Таковы некоторые общие представления тибетской медицины о лекарственных средствах и пищевых продуктах, а также об их тёплых и холодных свойствах.
Секреты долголетия: уроки из синих зон Земли
Влияние микропластика на здоровье: что говорят эксперты
Новый подход к менопаузе: заморозка ткани яичника может изменить все
Омега-3 vs. витамин D: что выбрать для здоровья иммунной системы?
Сможем ли мы добавить больше активной жизни к нашим годам?
Новое исследование: как фантазии помогают укрепить память