С древнейших времен представление о сущности психической деятельности человека было связано с борьбой двух философских течений – материализма и идеализма.
На протяжении тысячелетий люди, разгадывая тайну психических процессов, объясняли их то проявлением сверхъестественных сил божества, о наличием особой субстанции – души, то вселением нечистого духа во внутренние органы – сердце, печень, диафрагму.
Древнегреческий философ Платон (427 – 347 г. до н. э.) считал, что в печени человека находится «чревная душа», а в сердце – «душа мужества». Обе эти души, по его мнению, объединяются «мыслящей душой мозга».
Другой древнегреческий философ Демокрит (460 – 370 г. до н. э.) высказывался о мозге как об органе ощущений, чувств, моральных состояний. Он объявил мудрость высшей добродетелью, а разум – критерием нравственного поведения.
Взгляды Демокрита разделял его соотечественник и современник Гиппократ (460 – 370 г. до н. э.), основатель научной медицины. Отмечая зависимость психических переживаний человека от деятельности мозга, он писал: «С одной стороны, наслаждения, радости, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы – происходят от мозга. От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывает тревога и страхи…» (цит. по В. А. Гиляровскому, 1954).
Гиппократ объяснял причины болезней не с точки зрения религиозно-мистических толкований, широко распространенных в те времена, а на основании своих научных исканий, наблюдений, анализа взаимодействия организма с окружающей средой, условий жизни больного. С именем Гиппократа связано развитие представлений о различных вариантах психических расстройств. Ему принадлежат описания наблюдений больных, страдающих меланхолией и манией, эпилепсией и травматическим поражением головного мозга, паранойей и др. Не лишено своего значения и выделение Гиппократом четырех типов темперамента: сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики.
Гиппократ уделял внимание также лечению психически больных. Он считал, что психические расстройства в большинстве своем излечимы, и, в частности, при меланхолии рекомендовал отвлекающую терапию (кровопускание, рвотные средства и др.), при других психических заболеваниях – строгую диету, ванны, гимнастику, слабительные средства.
Выдающимся представителем древней медицины являлся Гален (II в. до н. э.), древнеримский врач и мыслитель, описавший клинику ряда психических заболеваний. Он разграничивал симптоматические нарушения психической деятельности при тяжелых инфекционных (лихорадочных) заболеваниях и обычные психотические состояния.
Однако, несмотря на то что медицина в древности достигла высокого по тем временам развития, в области психиатрии она не сделала особых открытий. Это в первую очередь связано с тем, что тогда еще не были достаточно развиты естественные и медицинские науки, которые могли бы противостоять представлениям о душе как о бессмертной субстанции, не зависящей от биологических процессов организма.
Секреты долголетия: уроки из синих зон Земли
Влияние микропластика на здоровье: что говорят эксперты
Новый подход к менопаузе: заморозка ткани яичника может изменить все
Омега-3 vs. витамин D: что выбрать для здоровья иммунной системы?
Сможем ли мы добавить больше активной жизни к нашим годам?
Новое исследование: как фантазии помогают укрепить память