Развитие психиатрии в западных странах

Развитие психиатрии в западных странахВозможность свободного высказывания истинно научных материалистических взглядов появилась во времена Французской буржуазной революции после краха старой идеологии. Это сказалось и на правовом положении больных в обществе и на отношении к ним социального окружения. Появилась возможность законодательного преобразования положения психически больных.

Большая заслуга в решении этого вопроса принадлежит выдающемуся французскому психиатру Ф. Пинелю (1745 – 1826), главному врачу крупной психиатрической больницы. Он снял с душевнобольных сковывающие железные цепи, что способствовало их успокоению и улучшению общего состояния. Имя Пинеля вошло в историю мировой психиатрии, но реформа его не была при нем завершена. По-прежнему применялись смирительные рубашки, ремни другие средства насильственного удерживания больных.

Ученик и последователь Пинеля Ж. Эскироль (1772 – 1840) продолжил дело своего учителя. Он потребовал вместо изоляции больных в тюрьмах помещать их в лечебные учреждения и обязательно проводить медицинские осмотр. Эскироль в труде «О душевных болезнях» описал отдельные симптомы психических заболеваний и подверг их определенной классификации.

Последователем Пинеля явился ирландский врач Д. Конолли (1794 – 1866). Он разработал мероприятия по организации психиатрических лечебниц, вошедшие в историю под названием «системы нестеснения» (no restraint), выступил против насильственных мер по отношению к психическим больным, в частности против связывания их, за освобождение от смирительных рубашек.

Большую роль в организации помощи психически больным в США сыграл Б. Раш (1745 – 1813). Он также стоял за гуманное отношение к психическим больным. Развитие психиатрии в Германии было связано с господствованием здесь в первой половине XIX века идеалистических взглядов на сущность психических процессов. Философы-идеалисты того времени (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг), признавая первичность духа, способствовали тем самым становлению дуализма в психиатрии, что привело к образованию двух идеологических школ: «психиков» и «соматиков».

Сторонники первой школы, в частности Гейнрот (1773 – 1843), считали, что источником психических заболеваний является патология «духа», «порочность души», безнравственность человека. Подобная точка зрения на природу психической деятельности не только требовала от больного признания в совершении им якобы грехов, но и способствовала применению особых «психотерапевтических» методов лечения, во время которых больные подвергались настоящим пыткам. Их неожиданно обливали холодной водой, помещали во вращающееся колесо, сбрасывали в воду и т. д.

Представители школы «соматиков», идеологом которых был Якоби (1775 – 1858), утверждали, что психическая болезнь является результатом соматической патологии, что «душа» сама по себе бессмертна и несовместима с понятием материальных основ психической деятельности. Для лечения больных они рекомендовали назначать голодную диету, рвотные и слабительные средства, кровопускания, т. е. для подавления симптомов психических расстройств (психомоторное возбуждение, агрессивность, страх) использовали фактически те же репрессивные методы.

На более высокую научную ступень поднялось учение немецкого психиатра В. Гризингера (1817 – 1868). Он объяснял психические заболевания с материалистических позиций, утверждая возможность рефлекторной природы психической деятельности и считая психические нарушения результатом болезни мозга. Гризингер был не только сторонником взглядов Конолли, но и претворял его идеи в жизнь. Он настаивал на освобождении больных от всяческих мер стеснения и оказания им медицинской помощи.

Французский психиатр Б. Морель (1809 – 1872) полагал, что основной причиной психических расстройств является наследственная отягощенность, что патологические признаки болезней накапливаются из поколения в поколение, а такие болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм, служат провоцирующими факторами и способствуют утяжелению психического заболевания.

Идеи Мореля были развиты во Франции Маньяном (1835 – 1916), в Германии Р. Крафт-Эбингом (1840 – 1902), в Италии И. Ломброзо (1836 – 1909), в России В. Ф. Чижом (1855 – 1922). Эти ученые, недооценивая социальные причины общей и психической заболеваемости, создали теорию вырождения, дегенерации, психически неполноценность людей. Согласно данной теории, все психические расстройства носят наследственный характер и обусловливают неспособность психически больных индивидуумов к выживанию. Такая точка зрения содействовала развитию концепций о расовых различиях человечества и других реакционных учений. Большое влияние на развитие психиатрии оказали Т. Мейнерт (1833 – 1892) и К. Вернике (1846 – 1905).

Австрийский ученый Мейнерт считал, что психика человека связана с деятельностью переднего мозга, что между корой больших полушарий и подкорковыми образованьями существует взаимосвязь. Причем, придавая ведущую роль коре больших полушарий, он отводил подкорковым образованьям функцию первоначальной обработки психических процессов. Многие расстройства психической деятельности, по его мнению, являются результатом нарушений обменных процессов мозговых центров. «Предшествующие исследователи, - писал Мейнерт, - начинали с конца, т. е. с симптомов болезни, запутывались в середине и не умели отыскать исходный отрезок нити всего клубка» (цит. по В. Ф. Матвееву, 1975).

Немецкий ученый Вернике внес существенный вклад в развитие анатомо-физиологического направления в психиатрии. Он изучал клинику и патологическую анатомию энцефалопатии, афазических расстройств, ввел в науку клинические понятия «сверхценные идеи», «гиперметаморфоз» и др.

В отличии от Мейнерта и Венике, придававших значение в первую очередь анатомо-физиологической основе психических расстройств, виднейший немецкий психиатр Э. Крепелин (1856 – 1926) главное внимание уделял клиническому изучению психических заболеваний. Он предложил свою классификацию психических болезней, выделив в самостоятельные нозологические формы шизофрению (раннее слабоумие), маникально-депрессивный психоз и др. Нозологический подход к пониманию психических расстройств способствовал сближению психиатрии с общесоматической медициной, что давало возможность внедрять в практику психиатрии различные методы ухода и лечения, применяемые для больных соматических стационаров.

Широкое распространение на Западе, в США получила концепция психоанализа З. Фрейда, так называемый фрейдизм. Австрийский психоневролог З. Фрейд в конце прошлого столетия выдвинул теорию, согласно которой подсознательная деятельность человека является основой его психической деятельности. По Фрейду, в подсознательную сферу вытесняются неизжитые «комплексы» человека, его неудовлетворенные влечения. Фрейд утверждал, что истинная сущность человека заключается в подсознательной сфере, что она неизвестна, таинственна, так как находится под постоянным влиянием «цензуры» - сознания, «сверх-Я».

Фрейд также считал, что в основе важнейших поступков, взаимоотношений людей лежит половой инстинкт – либидо. Согласно Фрейду, ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола. Мальчик ревнует мать к отцу («комплекс Эдипа»), девочка – отца к матери («комплекс Электры»). Эти комплексы по мере развития человека как бы исчезают, вытесняются из сознания, но сохраняются в подсознательной сфере и могут вызывать неврозы и психические заболевания.

В подсознательной сфере, по мнению Фрейда и его учеников (А. Адлера, К. Г. Юнга и др.), хранятся «вечные идеи» кровосмесительства и отцеубийства, разрушения и мучительства, неограниченного животного наслаждения, влечения к смерти. Эти влечения, названные Фрейдом «Оно», прорываясь в сознание, маскируются под другие, менее запретные идеи. Чтобы исцелить человека от тяжелого психического переживания, носящего обычно сексуальный характер, нужно путем психоанализа вывести его из-под влияния подсознательной сферы, т. е. перевести переживания человека из бессознательного в сознание.

Истинные переживания можно узнать, исследуя свободные ассоциации больного и толкования его сновидений, описок, оговорок и др. Врач при анализе клинической картины болезни должен проследить ее развитие в обратном направлении. На основании толкования сновидений больного он должен перевести в его сознание вытесненный в бессознательное либидоносный эффект, «ущемленный комплекс»; последний – с перенесением на личность врача.

Следует отметить, что Фрейд правильно описал клинические факторы различных нервно-психических заболеваний. Это касается прежде всего принципа выявления связи клинических симптомов заболеваний с душевными переживаниями больного. Однако фрейдизм как концепция, не обоснованная достоверными научными фактами, неправильно объясняет принципы работы мозга.

И тем более теория психоанализа не может рассматриваться как философская концепция, на что претендуют некоторые идеологи, биологизируя природу психической деятельности человека и развитие общества. Нельзя согласиться и с пансексуализмом теории психоанализа, а также с утверждением Фрейда, что сознание полностью подчинено подсознательной деятельности.

Фрейд разработал методику психоанализа в 1896 году, однако некоторое время научно-медицинское окружение скептически относилось к ней. Не признавали методику Фрейда и психологи-идеалисты, так как его система взглядов расходилась с традиционными представлениями о психике. Тем не менее спустя несколько лет Фрейду удалось привлечь на свою сторону ряд молодых ученых и основать в 1903 году Венское психоаналитическое общество. Вместе с тем, в частности А. Адлер, К. Юнг, подвергли критике его учение.

Адлер (1922), к примеру, выдвинул новую систему взглядов, назвав ее индивидуальной психологией, где фрейдовскую трактовку пансексуализма заменил идеей бессознательного стремления человека к власти. Согласно этой идеи, в каждом человеке существует врожденное чувство неполноценности, из-за которого он постоянно стремится к превосходству над другими, к подавлению другого человека.

Таким образом, Адлер отрицал доминирующую в психике роль сексуальности и механизмов подсознательной деятельности, однако его концепция о жажде власти, врожденных комплексах влечения к агрессии и могуществу, по существу, не отличаются от фрейдовских, поскольку также основываются на инстинктах жизни, смерти и разрушения. У Адлера биологизация бессознательного, субъективная трактовка психических процессов та же, что и в «классическом» фрейдизме.

Юнг (1924) назвал свое учение аналитической психологией. Он не признавал такие понятия фрейдовского психоанализа, как «Эдипов комплекс», «вытеснение», «сублимация», считая, что взятые за их основу явления не имеют места в реальной жизни. Юнг бессознательные акты в деятельности человека объяснял наличием в организме особой энергии, способной переходить из одного вида в другой. Следовательно, Юнг использовал физические законы природы для объяснения общественных явлений и создал учение о коллективном бессознательном. Он утверждал, что коллективное бессознательное в человечестве является носителем его расовых черт и способно передаваться из поколения в поколение.

В последние годы в зарубежной психиатрии широко распространилась еще одна разновидность неофрейдизма – фрейдомарксизм. Основателем этого направления следует считать Э. Фромма (1900 – 1980). Признавая К. Маркса «энциклопедическим и глубоким мыслителем», он однако, полагал, что марксизм нужно дополнить фрейдизмом. Фромм одним из первых сделал попытку поставить имя Маркса рядом с именем Фрейда. Относя себя к марксистам и критикуя капиталистическое общество, Фромм в то же время подверг марксизм ревизии, утверждая, что совершенное общество невозможно построить с людьми, которые не прошли путь духовного перерождения и не излечились от невротических желаний.

Сторонниками фрейдомарксизма являются Г. Маркузе, О. Негт, А. Шмидт и др. Они, называя себя марксистами, много говорят о классах и классовой борьбе, признают социальные заслуги рабочего класса, но в сущности остаются на фрейдистских позициях, поскольку, в частности, для построения совершенного общества предлагают устранить «невротизацию» людей с помощью психотерапии, направленной на осознание собственных желаний и стремлений. Это, по их мнению, достигается путем убеждения индивидуума в наличии у него способностей к труду, наслаждению.

Широко известно на Западе и направление, называемое антипсихиатрией. Оно тесно связано с фрейдомарксизмом. Сторонники его (З. Бернфельд и др.) рассматривают психические болезни как решающий революционный потенциал, а органам здравоохранения отводят роль подавления прогрессивных стремлений психических больных. Правильно указывая на возможность вредоносного влияния классового общества на человека, они расценивают возникновение психических заболеваний как «защитные» механизмы индивидуального развития. По их мнению, психически больных как жертв социального строя помещают в психиатрические больницы лишь с целью изоляции.

Антипсихиатры считают, что психическая болезнь является «оппортунистической выдумкой общества» (цит. по Н. Д. Лакосиной, Г. К Ушакову, 1984), не признают существования психических страданий, а лечебные учреждения рассматривают как орудие угнетения. Таким образом, изымая болезни психики из области медицины и переоценивая социальные условия общества в возникновении психической патологии, антипсихиатры тем самым из науки о душевных больных исключают медицинское содержание и приравнивают ее к социальным и даже политическим дисциплинам. Они лишают больного возможности получать необходимый уход и современное лечение.

Подытоживая концепцию фрейдизма и неофрейдизма, можно с определенностью сказать, что в современной психиатрии и психологии постоянно идет дискуссия, особенно вокруг извечно спорного вопроса о первичности материи и сознания, а также трактовок сознательной и бессознательной деятельности человека. Сознание, согласно диалектико-материалистическому пониманию, вторично и представляет собой высшую форму отражения объективной реальности. Оно возникает в процессе общественно-производственной жизни личности.

К. Маркс, отмечая тесную связь сознания с окружающей средой, писал: «Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди. Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающегося сознавать себя индивида; в то же время оно – осознание природы…». Тем самым Маркс подчеркивал, что сознание – это общественный продукт осознанного бытия. Вне коллектива, вне общества сознание формироваться не может. Оно является следствием длительного исторического развития общественного бытия человека.

Сознание – это свойство мозга, высшая форма отражения человеком объективного мира, своего окружения, взаимоотношений собственной личности с внешней средой. Мозг человека объединяет в акте сознательной деятельности все формы отражения действительности. При этом учитываются различные особенности деятельности, запас знаний, актуальность своевременность поставленных задач, варианты решения их при возникновении различных ситуаций. Воспитание человека, приобретение профессиональных навыков, развитие высших специфических качеств личности – все это невозможно вне акта сознательной деятельности.

Определение сознания нашло подтверждение в естественнонаучных исследованиях И. П. Павлова (1951). Он писал: «Сознание представляется мне нервной деятельностью определенного участка больших полушарий, в данный момент, при данных условиях обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная часть больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть…в данный момент…творческий отдел больших полушарий.

Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это не способны, и их функции при этом – самое большое – составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличности соответствующих раздражителей. Деятельность этих отделов есть то, что мы субъективно называем бессознательной, автоматической деятельностью». Далее Павлов говорил, что «если бы можно было видеть сквозь черепную крышку светящееся пятно, соответствующее участку с оптимальной возбудимостью, то мы увидели бы, как по большим полушариям думающего человека передвигаются постоянно изменяющееся по форме и величине светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушария более или менее значительной тенью».

Эта точка зрения Павлова была подтверждена современными нейрофизиологическими исследованиями. В частности, М. И. Ливанов (1972), применив метод электроэнцефалоскопии для изучения функции мозга, установил, что в зависимости от преобладания в этом или ином участке коры мозговой активности, вызванной замыканием условных связей или поступлением информации извне, на экране осциллографа показатели катодных лучей изменяются соответственно изменениям проекционной зоны. Это является прекрасным подтверждением идей И. П. Павлова о нейрофизиологических основах сознания. В трудах П. К. Анохина (1968), В. Ф. Басина (1962), М. С Бернштейна (1965), Е. В. Рожнова (1964), Д. Н. Узнадзе (1966), П. В. Симонова (1974) учение о сознании человека как высшей ступени человеческой психики получило дальнейшее развитие.

Смотрите также:
К сведению
собираем на лекарства
Наши партнеры

PubMed - национальная библиотека медицины на английском