Психиатрия средневековья

Психиатрия средневековьяОсобое влияние религии на психиатрию проявилось в эпоху средневековья, после падения Римской империи, приведшего к упадку древней культуры и науки.

На смену научному пониманию природных явлений церковь выдвинула свои идеи, настойчиво внедряя их во все сферы жизни общества. Медицина также оказалась в руках служителей культа.

Любые попытки объяснить явления природы с материалистических позиций объявлялись вероотступничеством, ересью, врачевание жестоко пресекалось, врачи строго наказывались, насаждались суеверия, вера в загробную жизнь, в сверхъестественные силы.

В период средневековья психические болезни рассматривались как результат дьявольского наваждения, одержимости бесом, вселившимся в больного. Симптоматика психоза тесно увязывалась с псевдонаучными трактатами о распространенности и повадках чертей, о местах их возможного проникновения в организм.

Представление о психических болезнях как проявлениях «нечистого духа» вызывало и соответствующее отношение к больным. Психические расстройства лечили различными религиозными обрядами, заклинаниями и изгнаниями «бесовской силы», заточением больных в тюрьмы или даже сжиганием их на костре. Законы церковной инквизиции были столь сильны, что ни один прогрессивно мыслящий человек не мог высказать мнение о психическом расстройстве как о болезни мозга. Всякая попытка противопоставить мракобесию естественнонаучное понимание сущности заболевания жестоко каралась.

Вера в дьявола была настолько сильна, что даже видные ученые того времени были не в состоянии исключить присутствия его в организме человека. Так, например, два выдающихся мыслителя позднего средневековья М. Лютер (1483 – 1546) и Ф. Парацельс (1493 – 1541) безраздельно верили в существование дьявола, о чем свидетельствует их переписка. Лютер писал Парацельсу: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени силен и могуч черт». Парацельс на это ответил: «Дьявол вселяется только в здорового и разумного человека, а в душевнобольном ему делать нечего» (цит. по Н. В. Виноградову, 1963).

И все-таки, несмотря на упорное насаждение понимания сущности психических расстройств как результата «одержимости бесом», «грехопадения», уже в период средневековья передовые естествоиспытатели и врачи начали высказывать идеи о материалистической сущности психической деятельности. Среди великих мыслителей того времени следует назвать ученого-энциклопедиста (философ, математик, физик, астроном, психолог, поэт), автора 450 научных трудов Абу Али Ибн-Сина, или Авиценну (980 – 1037). Он был выдающимся представителем средневековой медицины, автором многотомного «Медицинского канона», которому было отдано 20 лет жизни.

В этом труде Авиценна высказал мысль, что «и душа есть функция мозга, и когда в мышлении есть расстройство, то это говорит о том, что в самом мозгу есть какой-то дефект». Авиценна описал клинику и патогенез эпилепсии, меланхолических состояний, травматических и сосудистых повреждений мозга, внес значительный научный вклад в невропатологию, предпринял попытку организованного лечения психических больных, создал первые психиатрические больницы. Тем не менее психиатрия в период средневековья не получила должного развития.

Смотрите также:
К сведению
собираем на лекарства
Наши партнеры

PubMed - национальная библиотека медицины на английском