Медицина в эллинскую эпоху

Медицина в эллинскую эпохуАлександр Македонский по своей человеческой сути мог бы стать необузданным варваром. Но истории было угодно определить ему в учителя величайшего мыслителя древности - Аристотеля.

Он сумел смягчить нрав царевича, привив этому “дичку” цветущую ветвь благоуханной греческой культуры. Будущий предводитель эллинских когорт читал наизусть Гомера, был покровителем искусства и науки. Не только планы создания империи владели его умом и сердцем, но сверх того он был “духовной жаждою томим”. И не случайно основанный им в дельте Нила город Александрия стал центром знаний и прогресса.

Именно здесь, в Александрии, медицине суждено было сделать новые открытия в познании природы человека и лечении его недугов. Этому, как ни странно, во многом содействовал вновь объявившийся в Средиземноморье бог Серапис. Его придумали и создали Птоломеи, преемники Македонского, дабы соединить богов Эллады и Египта и, таким образом, вовлечь египтян в сферу своих устремлений. Боги Древней Греции под страхом смерти запрещали производить вскрытие трупов. Бог Серапис снял это табу, что дало мощный толчок развитию физиологии и хирургии.

Чтобы понять происходившее в описываемую нами эпоху, давайте вспомним Пантеон богов, в котором жило Средиземноморье, вовлеченное в орбиту эллинизма. В принципе эллины в течение тысячелетий привыкли к миру многобожия, которым они регламентировали свою повседневную жизнь, вознося соответствующие жертвы Зевсу и его домочадцам, каждый из которых ведал той или иной сферой земного бытия.

Но Александр Великий в одночасье раздвинул границы мира, и греки обнаружили сонмы новых богов, которым поклонялись покоренные ими народы. Александр быстро понял: чтобы ладить с завоеванными народами, надо ладить с их богами. Однако не всегда все получалось гладко. Например, в Египте был свой Пантеон богов, тоже освященный тысячелетиями. Но Исиду и Осириса с их свитой и домочадцев Зевса соединить в голове простолюдина было трудно. Подобное многобожие вступало в вопиющее противоречие с поступательным ходом истории, расшатывало государственность и становилось тормозом прогресса. К тому же старые боги были чересчур консервативны, налагая слишком много запретов и не поспевая за стремительно изменяющимися реалиями бытия. И тогда был найден компромиссный вариант.

Птоломей I Сотер, т.е. “спаситель” (он правил в Александрии с 305 по 283 гг. до н.э.) приказал привезти из Синопы (это север Анатолийского побережья, то бишь современной Турции) культовое изображение Зевса, которому дал имя Серапис, составленное из имен божественного быка Аписа и Осириса, одного из самых почитаемых египтянами богов. При содействии жрецов для консолидации, как сказали бы мы теперь, на религиозной основе египетского и греческого населения в бассейне Нила было создано новое божество.

Оно вобрало в себя всю существующую номенклатуру египетских и греческих богов. Серапис был объявлен Богом солнца, плодородия, стихий, загробного мира. Он почитался как спасатель от несчастий, предсказатель будущего и, что для нас крайне важно, как целитель больных. В этой функции он соответствовал как Имхотепу, мемфисскому богу-целителю, так и греческому богу врачевания Асклепию. Он был покровителем наук, и под его эгидой они расцвели в Александрии с невиданной дотоле мощью.

В современной медицине есть достаточно обширные ее разделы – санитария и гигиена. Сегодня мы рассматриваем их не только в узком смысле (соблюдение личной гигиены каждым человеком), но и в глобальном – гигиена среды обитания. И здесь архитекторы Александрии, следуя здравому смыслу, вписали нетленные страницы не только в историю градостроительства, но и в создание новых разделов медицины.

Александрия, основанная Александром Македонским в 332–331 гг до н.э., первоначально служила стратегическим и административным целям. Из-за удобного расположения в дельте Нила поселение это стремительно росло и уже через 10 лет, в 323 г., стало столицей Птоломеевской династии, удерживая этот высокий статус в течение трех последующих веков. Город быстро превратился в международный торговый и культурный центр Востока. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твердое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы Александрии были проложены согласно гигиеническим соображениям, дабы город продувался прохладными северными ветрами.

И это был первый столь крупномасштабный проект, осуществленный в древнейшие времена гигиенистами. Александрия стала колыбелью многих технических и строительных новаций. Скажем лишь об одной из них. На связанном с материком с помощью дамбы острове Фарос в 299–279 гг. до н.э. был сооружен гигантский, 150-метровый, маяк (просуществовавший, кстати, более полутора тысячелетий). В его верхнем этаже постоянно горел костер, указывая путь в Александрийскую гавань. Маяк был одним из семи чудес света. Но нас интересует в данном случае чудо света, которое по праву можно было бы назвать восьмым.

Здесь, в Александрии, находилась знаменитая библиотека – крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тысяч томов). А размещалась она в так называемом Мусейоне, являвшем собой совокупность научных и учебных заведений. То был один из главных центров науки и культуры Средиземноморья в дохристианскую эпоху. В Мусейоне, в этом отданном под покровительство муз учреждении, наряду с разработкой филологических проблем, занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии и медицины с использованием самого современного оборудования.

Смотрите также:
К сведению
собираем на лекарства
Наши партнеры

PubMed - национальная библиотека медицины на английском