Необходимо понимать, что речь пойдёт исключительно об отрицательных аспектах влияния виртуальной реальности на формирование и развитие личностных особенностей человека.
Однако это не отменяет наличия положительных сторон вопроса. Многие игры дают возможность смоделировать ту или иную ситуацию в виртуальном мире.
Это позволяет игрокам попадать в разные условия, приобретая навыки, необходимые в реальной жизни.
С такого угла компьютерные игры выглядят, как своеобразный ресурс, который при правильном использовании, может оказать позитивное влияние на разные сферы человеческой жизни. Тем не менее, мы раскроем данную тему только с одной стороны, чтобы получить наиболее полный и чёткий ответ на вопрос "Какие именно негативные последствия влечёт за собой злоупотребление компьютерными играми?"
Первое на что стоит обратить внимание - эмоциональное состояние людей, страдающих зависимостью от игр. Они часто испытывают негативные эмоции и ведут себя достаточно пассивно. Чтобы объяснить подобное поведение, необходимо углубиться в причину возникновения зависимости, поскольку они находятся в прямой корреляции друг от друга. Все игры, как таковые, предоставляют возможность примерить на себя новую роль и оказаться в альтернативном, зачастую идеализированном мире. Подобного рода виртуализация является одним из способов уйти от реальности. Именно поэтому существуют люди, наиболее подверженные компьютерной игровой зависимости.
Как правило, они имеют сложности с адаптацией в социуме или принятием себя. Виртуальный мир предоставляет им альтернативную вселенную, где эти проблемы больше не будут их преследовать.
Но загвоздка в том, что полный уход от реальности посредствам компьютерных игр просто невозможен, поскольку для нормального существования необходимо удовлетворять биологические, социальные и духовные потребности.
А это значит, что придётся снова и снова возвращаться в реальный мир. Из-за этого зависимый от компьютерных игр человек испытывает состояние фрустрации. Он имеет потребность в альтернативном реальному мире, но не может до конца её удовлетворить.
Кроме того, многие зависимые люди понимают, что время, проведённое за игрой в компьютерные игры, тратится впустую, ведь это занятие не несёт никакой практической пользы. Таким образом, они начинают противопоставлять свой образ жизни общепринятому, из-за чего вступают в конфронтацию с социумом.
Речь идёт даже не о глобальных противостояниях. Конфликты могут начаться и на бытовом уровне с близкими людьми или друзьями. В данной ситуации возникает противоречие между необходимостью погружения в виртуальную реальность и выходом за рамки норм, принятых в обществе. Именно невозможность преодолеть зависимость и одновременное понимание собственного несоответствия ожиданиям социума вызывают понижение эмоционального фона.
Ещё одна причина, заставляющая людей с игровой зависимостью вновь и вновь возвращаться в виртуальный мир - необходимость в принятии новой для себя роли. Более того эта необходимость является формой познавательной потребности, характерной абсолютно для каждого человека. Так получилось, что априори мы нуждаемся в принятии различных ролей и ещё в раннем возрасте, во время социализации, проходим стадию индивидуального исполнения роли, пытаясь найти своё положение в обществе.
Затем со временем, так или иначе, продолжаем эту "игру". При чём с точки зрения теории ролей это может рассматриваться в социологическом (предписанная обществом роль), социально-психологическом (исполнение социальной роли) и в психологическом (воображаемая роль) планах. Дезадаптивные личности, неспособные на адекватную оценку и себя и своего окружения склонны к предписанию себе роли, неосуществимой в реальной жизни.
Однако виртуальный мир даёт возможность её сыграть, чем и привлекает потенциально зависимых людей. Развиваться в нём куда проще и быстрее, персонажи компьютерных игр практически неуязвимы, они имеют все необходимые ресурсы, навыки и качества, которыми не может обладать человек в реальной жизни. Более того, они бессмертны, поскольку воскрешаются нажатием одной кнопки. Таким образом, человек становится просто несравнимым со своим игровым персонажем, поскольку уступает ему по всем параметрам. Это усиливает дезадаптацию и доводит до состояния дисфории.
Повышенный уровень тревожности - проблема, с которой сталкиваются люди, страдающие игровой компьютерной зависимостью. Кроме того, эта проблема беспокоит потенциальных жертв такой зависимости, поскольку зачастую является не только следствием, но и причиной её возникновения. Действительно, злоупотребление компьютерными играми может привести человека к состоянию беззащитности в реальном мире.
Особенно, если виртуальное пространство, в которое он погружается, жестоко, содержит элементы насилия и сцены убийств. Получается, что в данном случае игры представляются зависимым людям, как способ избавиться от чувства тревожности, но они его только усиливают, создавая механизм кругового действия. Чаще всего виртуальный мир настроен к игроку враждебно, а главная цель его - выжить. Эту модель взаимоотношений с окружающей средой человек перекладывает на собственную жизнь.
Ему становится тяжело определить, кто из его окружения является "дружественным персонажем", а кто "враждебным". Формируется страх и усиливается абсолютно нормальная для всех людей потребность в безопасности. Защиту от суровой реальности зависимый человек находит в своей зависимости, в данном случае, в компьютерных играх.
Таким образом, уровень тревожности, зачастую являющийся причиной возникновения зависимости, неизбежно повышается во время компьютерной игры, порождая ещё большую необходимость в защите, которую игрок может себе обеспечить только в виртуальном мире. Соответственно, тревожность имеет непреклонную тенденцию к повышению относительно времени, проведённого за игрой. Чем дольше и чаще человек находится в виртуальном мире, тем выше его беспокойства. В таком случае тревожность можно рассматривать, как критерий оценки психологической игровой зависимости.
Однако зависимость является не единственным гарантом отрицательного влияния компьютерных игр на некоторые особенности личности. Её отсутствие не говорит об отсутствие вышеописанных проблем. Пониженный эмоциональный фон, снижение активности, социальная дезадаптация, усиленное чувство тревожности - всё это может возникнуть и без наличия зависимости. Ведь зависимость с точки зрения аддикции описывается, как навязчивая потребность в чём-либо.
Человек может и не иметь потребности в погружении в виртуальную реальность и быть способным отказаться от него по объективным и субъективным причинам на длительный промежуток времени. Но даже в этом случае игры будут оказывать влияние на формирование его, как личности, при условии длительного нахождения в выдуманном мире. Другими словами, важно не наличие психологической зависимости, а особенности того мира, в который погружаются люди, его чрезмерная идеализация или же профанация.
Компьютерные игры абсолютно точно могут оказывать на личность и положительное, и отрицательное влияние. Всё зависит от подхода и времени, проведённого за игрой.
Секреты долголетия: уроки из синих зон Земли
Влияние микропластика на здоровье: что говорят эксперты
Новый подход к менопаузе: заморозка ткани яичника может изменить все
Омега-3 vs. витамин D: что выбрать для здоровья иммунной системы?
Сможем ли мы добавить больше активной жизни к нашим годам?
Новое исследование: как фантазии помогают укрепить память